Принципы электронной коммерции

Прежде чем приступить к разработке веб-сайта и состовляющих его компонентов, следует уяснить для себя, что должен решать создаваемый сайт, и уже исходя из этого, составить план реализации стоящих задач.

Прежде всего мы будем исходить из того, что будет проектироваться именно коммерческий веб-сайт. Следовательно основной задачей сайта будет получение прибыли.

Существует немало способов коммерческого подхода к Интернет. Через Интернет можно рекламировать стандартные услуги либо продавать обычные товары. Посредством сети можно не только продавать, но и доставлять некоторые товары. Возможно, не все веб-сайты предназначены для непосредственного получения прибыли, однако они могут обеспечить определенную поддержку несетевых коммерческих операций либо использоваться в качестве более дешевой рекламы.

Типы коммерческих веб-сайтов

Как правило, коммерческие веб-сайты выполняют одну или несколько перечисленных ниже функций:

Очень часто отдельный компонент веб-сайта может выполнять несколько из перечисленных функций.

Сетевые брошюры

В начале девяностых прошлого столетия большинство веб-сайтов представляли собой ни что иное, как сетевые брошюры или средства продаж. Сетевые брошюры и поныне остаются одним из наиболее популярных типов коммерческих сайтов, удобным для первоначального обращения к веб или в качестве недорогого упражнения в рекламе.

Брошюрным сайтом можен быть все что угодно — от виузалированных в форме веб-страниц визитных карточек до обширной коллекции маркетенговой информации. В любом случае, название назначение такого сайта и смысл его существования — привлечение внимания клиентов к конкретной коммерческой деятельности.

Веб-сайты подобного типа не приносят прямого дохода, однако способствуют росту доходов, получаемых обычными средствами.

Разработка сайта упомянутого вида требует решения нескольких технических проблем, характерных и для других ситуаций. Речь идет о предотвращении следующих просчетов:

Непредоставление важной информации

Какие сведения понадобятся посетителю вашего сайта? В зависимости от того, что посетителю уже известно, он может затребовать подробное описание товара. В то же время, он может довольствоваться телефонами и адресами компании.

На некоторых сайтах вообще отсутсвует полезная либо важная информация. Как минимум, сайт должен сообщать посетителям, чем занимается данная компания, какие географические регионы она обслуживает и как с ней можно связаться.

Невыразительное представление

"В Интернете никто не увидит, что ты собака" — гласит известная поговорка. Точно также как небольшие организации могут выглядеть в Интернете весьма представительно, часто на невыразительных веб-сайтах даже самые крупные компании выглядят мелкими и непрофессиональными.

Веб-сайт любой компании должен соответствовать самым высоким стандартам. Текст должен быть написан и вычитан профессионалами, прекрасно в владеющими языком, графика — отчетливой, выразительной и быстро загружаемой. Вообще говоря, на коммерческом сайте следует очень тщательно отнестись к выбору графики и цветов, чтобы они соответствовали тому образу компании, который предстоит создать. Особая осторожность требуется в выборе анимации и звука; впрочем, без крайней необходимости их и вовсе не следует использовать.

Конечно, страницы сайта не могут выглядеть совершенно одинаково на любых машинах, во всех операционных системах и браузерах; тем не менее, они должны быть доступными для подавляющего большинства пользователей и выводиться на экран без ошибок.

Отсутствие реакции на обратную связь с пользователем

В веб, как и в реальном мире, хорошее обслуживание важно ничуть не меньше, чем привлечение и удержание клиентов. Многие компании — как мелкие, так и крупные — грешат тем, что не отвечают своевременно и по существу на запросы клиентов, отправленные по адресам, указанным на веб-страницах. Клиент же, отправив сообщение по электронной почте, рассчитывает на более скорый ответ, нежели приобмене традиционными почтовыми отправлениями. Поэтому, чтобы не обидеть кого либо невниманием, обработкой почты следует заниматься ежедневно.

Адреса электронной почты, указываемые на веб-страницах, должны принадлежать компании и ее подразделениям, но никак не отдельным сотрудникам. Иначе кто будет заниматься почтой, если сотрудник уволится? У сообщений, адресованных на e-mail компании, существенно больше шансов попасть к тому, кто придет на место уволенного сотрудника. К тому же таким сообщением может заняться сразу несколько специалистов, что увеличивает шансы благоприятного раз решения проблемы.

Возможно, вы уже сталкивались с поступлением множества спама по адресам, указанным на веб-страницах. Обязательно учитывайте фактор спама при выборе способа перенаправления почтовых сообщений, приходящих на упомянутые адреса. Более удачным решением будет организация обратной связи с помощью формы, нежели предоставление возможности напрямую отправлять электронную почту по набору адреса.

Несвоевременное обновление сайта

Необходимо внимательно следить за тем, чтобы информация, представленная на сайте, не устаревала. Содержимое страниц должно периодически обновляться, клиентам следует предоставлять сведения обо всех организационных изменениях в компании. Слишком запутанный сайт способен отвадить клиентов, поскольку не создает уверенности в корректности предоставляемой информации.

Во избежание застоя необходимо своевременно обновлять страницы либо формировать их динамически при помощи какого-либо языка сценариев — например, РНР. В этом случае достаточно запрограммировать в сценариях обращение к обновляемым источникам информации.

Отсутствие отслеживания результатов работы

Создание веб-сайта — только половина дела. Необходимо еще окупить затраченные усилия и финансовые средства. В частности, если сайт принадлежит крупной компании, ее руководство рано или поздно потребует отчета о том, насколько неоценим его вклад в процветание компании.

В маркетинговых мероприятиях, осуществляемых традиционными способами, крупные компании тратят десятки тысяч долларов на изучение рынка — причем как до начала этих мероприятий, так и после их завершения, чтобы иметь возможность судить об эффективности проделанной работы. Эта схема вполне пригодна и для оценки веб-проектов — по крайней мере, сравнительно крупных и обеспеченных солидным бюджетом.

Возможны также более простые и недорогие варианты:

Если исследование методом целевых групп поручить профессионалу, способному оценить демографический и личностный срез будущего сообщества пользователей, а также профессионально проинтервьюировать всех участников эксперимента, это может потребовать немалых средств. Расходы можно свести к нулю, доверив работу непрофессионалу, но в этом случае трудно гарантировать адекватность моделируемых условий и предстоящей реальности.

Впрочем, подключение к эксперименту компании, занимающейся исследованиями рынка — не единственный вариант получения достоверных результатов методом целевых групп. Можно организовать собственные группы под руководством опытного модератора, умеющего работать с людьми и свободного от предубеждений. В группу следует включать от шести до десяти человек. Чтобы модератор мог полностью сосредоточиться на своей работе, в помощь ему следует выделить протоколиста или секретаря. Точность результатов будет зависеть от того, насколь удачно подобран состав групп. Группа, составленная из друзей или сотрудников, вряд ли окажется особо полезной.




  • Другие |
назадвверхвперед
Rambler's Top100