ресурс для начинающих веб-разработчиков
комплексные веб-услуги по созданию сайтов

Справочный материал по основным языкам программирования и верстки сайтов.

Готовая методика создания простых и сложных динамичных сайтов, с использованием PHP и MySQL.

Использование веб-редактора Adobe Dreamweaver в разработке сайтов.

Использование графических редакторов Adobe Flash, Adobe Photoshop, Adobe Fireworks в подготовке веб-графики.

Разработка веб-сайтов под "ключ".

Разработка отдельных фрагментов сайтов, консультации по вопросам верстки веб-страниц и веб-программирования.

JavaScript. Структура сценария. Объекты JavaScript. Их свойства и методы

JavaScript

Что такое JavaScript? JavaScript — это сравнительно новый язык для написания сценариев, разработанный компанией Netscape. Для того, чтобы лучше усвоить элементы этого языка и создавать несложные сценарии, изучение будет проводится на конкретных примерах.

Структура сценария

Сценарием JavaScript считается фрагмент кода, расположенный между дескрипторами <SCRIPT> и </SCRIPT>

<html>
<head>
<title>Изучаем JavaScript</title>
</head>

<body>
Текст документа
<script>
...
Код сценария
...
</script>
Текст документа
</body>
</html>

Как правило, текст сценария выполняется в виде комментариев.

<!--
<script>
...
Код сценария
...
</script>
//-->

Делается это для того, чтобы браузеры, не поддерживающие JavaScript, не отражали текст сценария на экране. Если же поддержка JavaScript отключена в установках программы, то браузер не только не предпринимает попыток запустить сценарий, но и не отражает его код в окне.

Объекты JavaScript

Объектами сценария JavaScript являются формы, изображения, гипертекстовые ссылки и другие компоненты веб-страницы, HTML--документ, отражаемый в окне браузера, окно браузера и даже сам браузер. В процессе работы JavaScript-сценарий обращается к этим объектам, получает информацию и управляет ими.

Объекты содержат свойства (свойства объекта можно сравнить с переменными) и методы, которые идентифицируются именами.

Кроме того, разработчику сценария на JavaScript доступны объекты, не связанные непосредственно HTML-документом. Их называют предопределенными, или независимыми объектами. С помощью этих объектов можно реализовать массив, описать дату и время, выполнить математические вычисления и решить некоторые другие задачи.

Первый объект, с которым мы познакомимся, чтобы описать простейший сценарий — это объект Document, который описывает HTML-документ, отрожаемый в окне браузера. Вот его свойства.

Свойства объекта Document

  • location — ссылка на объект Location, описывающий расположение текущего документа.
  • forms[] — массив, содержащий ссылки на все формы, определенные в документе.
  • forms.length — число элементов в массиве forms[].
  • images[]— массив, содержащий ссылки на все изображения, включенные в документ.
  • images.length — число элементов в массиве images[].
  • links[]— массив, содержащий указатели на все гипертекстовые связи, определенные в документе.
  • links.length — число элементов в массиве links[].
  • anchors[]— массив, содержащий указатели на все именованные гипертекстовые ссылки.
  • anchors.length — число элементов в массиве anchors[].
  • title — заголовок документа.
  • bgColor — сообщает цвет фона в шестизначном коде.
  • fgColor — ообщает цвет текста в шестизначном коде.
  • linkColor — сообщает цвет ссылки.
  • alinkColor — сообщает цвет активной ссылки.
  • vlinkColor — сообщает цвет посещенной ссылки.
  • referrer — сообщает, с какой страницы пришел пользователь. Если информация недоступна, скрипт оставляет пустое место.
  • lastModified — сообщает дату, когда были внесены последние изменения в страницу (на самом деле дату, когда страница была загружена на сервер или сохранена на жестком диске).

Методы объекта Document

  • write(значение,[значение, ...])— включает значения параметров в состав объекта Document.
  • open()— связывает с документом поток, предназначенный для использования, при последующих вызовах методов write().
  • close()— закрывает поток, связанный с документом.

События

С объектом Document связаны события onLoad и onUnload. Oни совпадают с одноименными событиями объета Window(свойства, методы и события данного объекта будут рассмотрены позже). По сути, вопрос о том, с каким объектом связаны события с данными именами, имеет лишь теоретическое значение. Обработчики событий для объекта Window и объекта Document задаются в дескрипторе <BODY> документа, поэтому, с точки зрения сценария, события, принадлежащие окну и документу, неразличимы.

Теперь воспользуемся методом write и создадим первый сценарий, действия которого сводятся к выводу строки текста в окно браузера.

Пример:

<html>
<head>
<meta http-equiv="Content-Type" content="text/html; charset=windows-1251">
<title> Изучаем JavaScript</title>
</head>

<body>
<script language="javascript">
document.write ("Это мой первый сценарий JavaScript");
</script>
</body>
</html>

В окне браузера это будет выглядеть ТАК.

Язык JavaScript создавался не для того, чтобы выводить строки текста в окно браузера. С этой задачей хорошо справляется HTML. Основное назначение сценариев JavaScript-создавать динамически изменяющиеся объекты, корректировать содержимое HTML-документов в зависимости от особенностей окружения, осуществлять взаимодействие с пользователем и т.д. Для того, чтобы решить эти задачи, надо ознакомиться с другими возможностями языка JavaScript.